Сестра Рэтчед. Каким вышел самый популярный сериал

Фото: Кадр из сериала Сара Полсон исполняет главную роль в сериале Сестра Рэтчед

В эпоху воспоминаний о хорошо забытом старом — ремастеринга, кинематограф ищет вдохновение все дальше в прошлом.

История медсестры Милдред Рэтчед, садистки из культового фильма Пролетая над гнездом кукушки, рассказанная шоураннером Американской истории ужасов для Netflix, стала самым популярным сериалом 2020 года на платформе. Корреспондент.net рассказывает, стоит ли его смотреть.

 

Не долетая до гнезда кукушки

Премьера нуарного постмодернисткого сериала Сестра Рэтчед состоялась 18 сентября. За первые четыре недели его посмотрели 48 миллионов раз — это рекорд среди всех новых сериалов этого года на платформе Netflix.

Шоу является приквелом фильма Милоша Формана 1975 года Пролетая над гнездом кукушки по одноименному роману Кена Кизи об обитателях психиатрической клиники, который вышел в 1962. Книга считается одним из главных литературных произведений движений битников и хиппи.

Главную роль в проекте исполнила актриса Сара Полсон, известная своим участием во всех сезонах сериала Американская история ужасов. Сестру Рэтчед сразу продлили на второй сезон, но дату старта шоу пока не назвали.

Старшая сестра Милдред Рэтчед в романе Кена Кизи и в фильме Милоша Формана является олицетворением всех ужасов психиатрии. Кизи до работы над романом был санитаром в психиатрическом отделении, так что о тамошних порядках знал не понаслышке.

Не менее важную роль в появлении романа сыграл опыт Кизи совсем другого рода — участие в секретной программе ЦРУ по изучению психотропных веществ, в ходе которой тот под наблюдением врачей принимал ЛСД и мескалин и решал математические задачи.

Участие в эксперименте с ЛСД Кен Кизи воспринял как сигнал приближения новых времен. Уверенный, что способствует реформированию психиатрии, он ждал, когда бесправной жизни пациентов будет положен конец.

На Западе к началу 1960-х антипсихиатрическое движение, или деинституализация психиатрии, стремительно набирало вес. Идея о том, что люди с психическими заболеваниями должны быть максимально изолированы от общества, переставала быть нормой.

Реформирование психиатрии началось в Европе в начале 1950-х: там последовательно отказывались от таких способов лечения, как электрошоковая терапия, лоботомия, тяжелая медикаментация больных.

К 1960-м представление о том, что классические психиатрические лечебницы — варварский атавизм, оформилось окончательно.

Кизи планировал, что его книга станет прощанием с прежними порядками, финальным обличением мира психиатрического насилия, превращающего пациентов в нелюдей.

Экранизация романа автору не понравилась из-за того, что голливудские продюсеры забрали главный голос у Вождя Бромдена, чье без того бесправное положение пациента психбольницы усугублялось его принадлежностью к индейцам.

Однако критики и зрители были в восторге, Пролетая над гнездом кукушки завоевал пять Оскаров, в том числе за лучшую режиссуру. Фильм назвали одним из важнейших событий «новой волны» американского кинематографа.

Авторы сериала пытаются рассказать предисторию Милдред Рэтчед. Авторами заявляется, что их работа описывает становление молодой медсестры в жесткую психопатичную тираншу.

Однако уже с первых кадров становится ясно, что на пути к достижению своих целей ее ничего не остановит, даже убийство. И заявленная цель авторов — показать, что социопатом ее сделали законы и нравы психиатрических клиник — проваливается сразу.

Во второй части первого сезона, правда, раскроется человеческая часть натуры Рэтчед, впрочем, хладнокровие и жесткие манипуляции людьми и тогда никуда не денутся.

В любом случае, нетфликсофская Милдред Рэтчед и Милдред Рэтчед из Пролетая над гнездом кукушки — это два совершенно разных персонажа. В фильме даже на «пике» Рэтчед не была столь жесткой.

Что касается картинки и содержания, то это очень яркий, кровавый, но красивый сериал с провисающим местами сюжетом.

Послевоенные США в Сестре Рэтчед намеренно показаны предельно гламурными, глянцевыми, экзальтированными: платья со страниц модных журналов, шикарные автомобили, невероятно красивые интерьеры в стиле ар-деко. 

Психиатрическая клиника превращена в барочный дворец, коридоры которого своей геометрией вызывают клаустрофобию и отсылают к Сиянию Стэнли Кубрика, а из-за угла ожидаешь Альфреда Хичкок со его гипнотизирующей спиралью.

Впрочем постмодернистская бравада и каскад культурных отсылок — это характерный почерк сценариста и режиссера Райна Мерфи. Именно этого от него и ждешь.

Нынешний сериал Мерфи рассказывает не про одну Рэтчед, а скорее про всех женщин, которым приходилось нелегко в послевоенное время. А, поскольку автор умело рифмует прошлое с сегодняшним днем, то и про современных женщин, которые все еще не отвоевали свое право быть наравне с мужчинами.

Сериал рассказывает не только о психических заболеваниях, но о и гомосексуальности и многих других проявлениях человеческой индивидуальности, которые многими все еще воспринимаются отклонением от нормы.

 

Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*


↓
Яндекс.Метрика